/93/ Право представляет собой своеобразное отображение в человеческом сознании определенной совокупности экономических отношений, классовых противоречий и сопровождающих их, выявляющих их с одной стороны психических переживаний. Экономическая необходимость, этот материализованный «абсолютный разум» Гегеля, ведет к господству различных общественных классов, создает соответствующие формы общественного поведения, соответственные эмоциональные и волевые переживания принужденных к этому поведению людей. Но экономические отношения и классовые интересы могут найти в психических переживаниях более или менее отдаленное отражение: в непосредственных следующих за действием переживаниях или в отвлеченных от этих действиях и отношениях, представлениях, идеях. Если дело ограничивается непосредственными переживаниями, то возникает т. н. «обычное право», система общественного поведения, относительно верно отражающая общественную экономику и совпадающая с пришедшей к такому же состоянию нравственностью: это может иметь место как в доклассовом обществе, так и в бесклассовом обществе будущего, «при человеческих отношениях». Но в историческую эпоху классовой борьбы, в особенности при капиталистических отношениях, право (равно как и нравственность), — благодаря усложнившемуся разделению труда и своему психологическому воздействию, — приобретает самостоятельное, в отвлеченных представлениях отрывающееся от непосредственных переживаний и экономических отношений идеологическое развитие. Экономически и социально неизбежные формы общественного поведения представляются как отношения якобы «свободных воль»[105] и кажутся таковыми не только угнетающим, но зачастую и угнетенным классам. Непосредственные, связанные с общественным поведением переживания, в частности те из них, которые определяют взаимоотношения между лицами и между ними и общественной властью, получают искаженное, соответствующее интересам господствующего класса и потребностям экономического уклада, отражение в отрывающихся от действительности теориях и «системах догм». Дальнейшему идеологическому развитию отдельных видов права способствует и то обстоятельство, что для более полного и систематического воздействия на психику угнетенных классов право должно принимать внешние официальные формы «законов». При этом приходится согласовать новые законодательные выявления права как с господствующей политической идеологией, так и с прежним законодательством и его юридическим пониманием: получается сложная идеологическая цепь, находящая в государственной машине, накопляющихся законодательных актах, судебных прецедентах весьма солидную «материальную базу»., Политико-правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса В идейно-политической истории Нового времени особо важное место занимает революционное учение марксизма (или «научного социализма», «научного коммунизма»)., Основные взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на государство и право Едва ли не самая принципиальная марксистская позиция содержится в работе К. Маркса «Нищета философии..