Рукописные книги () создавались в мастерских- (от латинского «скриптор» — «писец»). В столице скрипторий (известно, что он работал уже в 356 году) основал , при котором также в столице появилась (в 475 году в ней насчитывалось 120 000 книг). Скриптории были также при монастырях, крупнейший из них работал в . Для того, чтобы строки выходили ровными, пергамен разлиновывался пластинкой из мягкого , позднее для этой цели использовался . Текст каллиграфы наносили чернилами с помощью тростникового пера (), деревянной палочки, позднее использовались также птичьи перья. Со временем листы некоторых рукописей стали окрашивать в разные цвета, текст выполнялся цветными чернилами. Начало нового абзаца писалось красными чернилами (их делали из или сурика). Каллиграфов, писавших начала абзацев, называли рубрикаторами (от латинского «рубер» — красный). Появилось мягкое и округлое , удобное для исполнения на пергамене пером, расцвет его приходится на IV век. Так как пергамен был очень дорог, его часто использовали повторно — тексты смывали специальными составами, скоблили и писали новые. Рукописи, выполненные на пергамене повторного применения, называются . Бо́льшей частью таким образом в средние века уничтожались античные книги, однако известны и обратные случаи — в эпоху высокого средневековья уже тексты античных авторов писались поверх произведений отцов церкви., где находилась библиотека глиняных книг Часть книг в Ниневийскую библиотеку была привезена из побежденных Ассирией стран, часть покупали в храмах других городов или у частных лиц. С тех , В v веке Исидор Севильский разъяснял различия между книгой, свитком и кодексом в соответствии с существовавшими тогда представлениями следующим образом: кодекс составлен из множества книг, книга — из одного свитка..